ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Школьные годы являются важной частью жизни ребенка, подготавливающие его к взрослой жизни. Каждый родитель мечтает о счастье и успехе для своих сыновей и дочерей по окончании школы. Но не каждый из родителей способен помочь своему ребенку всесторонне подготовиться к самостоятельной жизни. Родительские опека и безмерная любовь могут даже препятствовать этому. Именно поэтому школа традиционно способствует осознанию каждым учеником  своих возможностей и построению конструктивных целей не только в учебной, но и в профессиональной деятельности, независимо от ее содержания.


Профессиональная ориентация ученика возможна с подросткового возраста, с 12 лет. Подросток характеризуется стремлением к самоопределению и ориентация в мире профессий позволяет школьнику выбрать дополнительные занятия в соответствии со своими особенностями, интересами и планами. 

Конструктивная ориентация в мире профессий не предполагает сужения круга интересов, сосредоточения только на учебных предметах, необходимых в выбранной сфере. Хорошо организованный в школе и в семье процесс знакомства с миром профессий позволяет ученику к 17 годам иметь представление о рынке труда и способность соотнести свои особенности с любой из профессий.

Одним из тестов, расширяющих знания о себе и наиболее распространенных профессиях, является профориентационный тест Изабелы Майерс Бриггс. Тест описывает особенности личности тестируемого, его сильные и слабые стороны, включает в себя полезные рекомендации по успешным стратегиям поведения в профессиональной жизни, а также предлагает целый список профессий, ранжированных по значимости и содержанию, в которых данный человек мог бы быть наиболее успешным.

Важной является также активизация деятельной позиции ученика в отношении изучения выбранной сферы деятельности. Такая работа ведется как в педагогической, так и в психологической деятельности школы.

 

Еще до выбора профессии нашим выпускником важно учитывать современные универсальные требования к профессионалу: способность к концентрации, гибкость мышления, ответственность, выносливость, стрессоустойчивость, наличие творческого потенциала, коммуникабельность, способность к саморазвитию, умение видеть перспективы, эрудированность и др. 

Индивидуальные и групповые профориентационные консультации в нашей школе дополняются, например, созданием проектов, связанных с деятельностью взрослого человека, которые помогают ученику ориентироваться в своих способностях и особенностях, а также в способах их применения в социуме. Важно создание условий для деятельностного подхода к познанию мира профессий. Примером такого подхода является подготовка проекта (индивидуального или группового) всесторонне освещающего какую-либо специальность, которая нравится ученику:

— где готовят этих специалистов,
— как называется специальность в профессиональном учебном заведении,
— где эти специалисты работают по окончании обучения,
— какими чертами характера должен обладать эффективный специалист в этой профессии,
— что они делают на работе,
— с кем взаимодействуют,
— какой режим работы,
— какая заработная плата,
— какие перспективы роста и т.д.

Интересными являются проекты по созданию какого-либо предприятия, фермы, строительной фирмы и т.п., включаемые в учебные задания или в профориентационную работу, которая ведется в рамках образовательного процесса и по запросам.
Таким образом, мы предоставляем разнообразные средства выбора профессии, а ученик и его семья выбирают учебное заведение.

 Скачать Программа профориентационной работы